Прочитала Кокто "Ужасные Дети" и слегка подвисла. Что-то подобное мне бы хотелось почитать, но в чисто мужском исполнении. Тут представлена история брата и сестры. Не по годам инфантильные и напрочь оторванные от внешнего мира, да они им никогда и не интересовались. Они живут под своим лоскутным куполом детства и в правилах только им понятный Игры, разделяя на двоих одну жизнь. Они, как близнецы - их связь и понимание на уровне инстинктов, брат и сестра настолько привязаны друг к другу, что разъединить, как сиамских близнецов, гибельно для обоих. Пока дети маленькие - подобное поведение нормально, они толкаются, пинаются, дразнятся - в игровой форме задираясь, оттачивая навыки Игры, одновременно выясняя лидерские позиции и кто займет роль ведомого. В конце концов в подобных действах, роль ведомого определяется и его мир превращается в сущий ад, обреченный на тотальное подчинение воле победителя, однако вмешивается внешняя среда и родственные узы теряют былую силу - у каждого из враждующих появляются новые друзья, новые интересы, первая любовь - родная кровь разбавляется присутствием извне, что ослабляет накал страстей внутри этой крохотной группы. Здесь, вроде бы, ситуация схожа. Маленькая Элизабет - прирожденный лидер - она энергична, дерзка и крайне изобретательна. Ее брат моложе, инертней и пассивней - ему уже уготована роль подчиненного, как бы внутренне он не стремился к силе и власти, обретению персональной свободы и права на личное пространство - собственный мирок. Его сестра не приемлет в нем слабость и вялость - ее кипучая энергия тормошит его, заводит и раздражает и ярит, тащит за собой упорно, пинками заставляет подниматься и двигаться резвее - она хочет видеть в нем под стать себе бойцового петуха, такого же взбалмошного и нервного, и при том достойного противника для ее игр. Но как только брат начинает проявлять задатки самостоятельности и претендовать на независимость, сестра впадает в иступленную ярость, с новой силой пытаясь подчинить, сломать, если придется. Она против его личной жизни, собственной судьбы и собственных решений. Что до слабовольного братца, то его силенок не хватает на то, чтобы вырваться из мощного гравитационного поля сестры. Даже когда он остается один, предоставленный сам себе, то сразу теряется - из-за своей инфантильности и зависимости от сестры, он не знает, что делать - одиночество его тяготит еще сильнее, чем вечная борьба с сестрой. И он снова и снова попадет под ее власть, превращаясь в жалкую бледную тень. Даже свою любовь, чахлые и болезные росточки счастья, он не способен культивировать. Увы, его судьба предречена. Что до сестры, то она тоже в петле замкнувшегося круга, не способная из-за собственнического эгоизма поставить на ноги своего брата, чтобы навсегда отпустить, и не способная из-за чрезмерной любви к нему, уйти в одиночестве за своим счастьем. А как же внешний мир, спросит кто-то. А это риторический вопрос - насколько сильным должно оказаться его влияние, чтобы расколоть скорлупку брата и сестры на две половинки преодолев отчаянное сопротивление их обоих.
Трилогия о Маленьком Лорде от Юхана Боргена.
Стеклянный шар - это утопия. Невозможно быть независимым от социума, живя в нем и постоянно взаимодействуя, когда даже субъективный казалось бы успех или поражение аналитическим рассудком искажается под призмой общественного мнения и ответных реакций – нельзя быть успешным на необитаемом острове.
Сложная книга, непростая по восприятию. Вызывает обильные мысли, и причесать их гораздо тяжелее, чем может показаться.
Да, это исследование мира отдельно взятого персонажа. И всё же, каким бы сложным ни казался мир человека, стоит обратить пристальное внимание на изначальные, отправные точки и далее двигаться по ним, как по маркерам, постоянно держа их в голове. Итак что мы видим. Маленький мальчик – любознательный, пытливый, открытый всему новому и неизведанному – его ум, эмоции, чувства готовы познать целый мир, изведать и испытать все самое экстремальное, быть поглощенным волной многоголосого взрыва ощущений. Как и все дети. Однако, это чистой воды мамино дитя, взращенное в обстановке пресыщения, спокойствия и уюта, защищенности от бурь реалий. Мальчик растет в обстановке условностей и распорядка, в мире ролей и обязательств. Его детская бунтарская природа рвется на свободу, в иной мир – нищеты, бродяг – ко всему, что противопоставлено сытости и достатку, рвется за новизной и яркостью открытий, но возвращаться он хочет в свою тихую и беспечную заводь, где ждет любящая мама и привычность семейного уклада. Этот мальчик трус, он боится всего на свете, но самый его большой страх – страх опозорится прилюдно, проиграть, не суметь, не смочь, быть поднятым насмех толпой. И тогда он принимает решение противостоять, стать бойцом, стать уверенным, ловким, смелым, подготовиться ко всем невзгодам – ему необходимо самоутвердиться. Доказать себе, что он не "маленький лорд" – он самостоятельная и самодостаточная личность. Мальчик ставит перед собой самые сложные и изощренные задачи, бросает вызовы, сотканные из адреналина и крайности эмоций, стимулируя свой изобретательный мозг на все возможные импровизации – он хочет гордиться собой, всей клеточкой ощущать сладость трудной победы. Он не верит окружающему миру – он верит только в себя – всё должно идти только по им намеченному плану – никаких случайностей и догадок. Он свято верит в свою расчетливую собранность, умение анализировать и просчитывать действия людей, манипулировать ими, он знает, что даже слепая удача восхищается им, таким энергичным и дерзким. А для сохранности ледяного спокойствия в рассудке ему нужно стать одиночкой, жить всегда наготове к отпору, всегда бдительным - он должен стать отполированным до блеска камнем, как будто в насмешку самой благовоспитанности, оставаться показательно добрым, вежливым и чистосердечным – он должен всеми средствами обороняться от внешнего мира, оберегая внутренний, со всеми его тайными. Только окружающие его не хотят принимать таким уж слишком взрослым – мама и ее родственники видят его совсем трогательным и нежным чадом, они восхищаются его манерами, прилежанием, ревностным отношением к учебе. И чем больше внешний мир навязывает герою свои рамки и границы, тем больше мальчик ожесточается и стремится уйти от действительности. Создать свой собственный мир, только ему принадлежащий. Таковы доводы рассудочной стороны, таковы желания и устремления логики. Но есть еще не только быстро повзрослевший юноша, в котором живет и мальчишка, помнящий ласковые руки матери, верящий в чудеса, обуреваемый нежностью и безопасность уюта домашней атмосферы – как символом тихого счастья и горечи неизбежно ускользающего детства. В нем бесится и злокозненный бунтарь - такой же голодный до ярости погони, внезапных поворотов судьбы, игр в опасную рулетку случая – жадный до кипящего адреналина чувств. В нем бунтует и подросток, изголодавшийся по женской ласки и любви, попеременно выстраивающий и ломающий макеты нового, взрослого мира. Переломные, тяжелейшие моменты – главного героя разрывают на части противоборствующие силы. Но по мере взросления, когда чувственная сторона отходит на второй план, всё яснее проступают черты того самого стеклянного шара, как путь осознанной самоизоляции и полное неприятие окружающего мира.
Вопрос в другой – каков же мир главного героя на самом деле, что именно он так ревностно оберегает от чужих глаз в скорлупе. Невозможно создать принципиально иной мир, если ты не с другой планеты, стало быть, это слепок уже существующего мира со своими нюансами. И для себя я решила, что статичное содержимое шара мне не интересно.
К слову, ценными видится только 1 и 2 глава книги - это истинной глубины познание, детальное изучение внутреннего мира, рисовка настоящего и схематические наметки перспектив. 3 часть утопически неуместна, она кажется чуждой, не принадлежащей в трилогии вообще. 3 часть - сплошной клубок случайностей, возвращение на круг прошлого и полное, крайне нелепое, гибельное поражение героя, совершенного оторванного от мира, на грани сюрреалистичности или безумия. "И что это было?" - я все же привыкла не только к развернутому психологическому исследованию, но и к законченной осмысленности сюжетной линии, а 3 часть для меня даже не стала пощечиной и сожженным пеплом незаконченности - это отрыгнутый липкий комок кошачьей шерсти на персидском ковре.